Правовые основания привлечения управляющей компании к административной ответственности за отказ заблаговременного предупреждения отключения горячей воды. - Юридическая защита прав и законных интересов в Оренбурге и близлежащих регионах России.

Новости проекта

Post Top Ad

Правовые основания привлечения управляющей компании к административной ответственности за отказ заблаговременного предупреждения отключения горячей воды.

Отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
№ 354 (далее - Правила № 354) и иными нормативными документами.
     На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домах.
     В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны
(собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
       В соответствии с частью 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
      Согласно статьям 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
       Требования, которые должны обеспечивать должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
       В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
     Разделом 1 «Область применения» СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), установлено, что настоящие правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или)обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
        Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля
качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами № 354.
        В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
     Пунктом 4 Требований к качеству коммунальных услуг (Приложение №1 к Правилам № 354) установлено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
-8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
-4 часа единовременно,
-при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд,
-продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно- технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
     В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно
превышать 14 суток.
  В силу положений статьи 10 Закона № 2300-1 исполнитель услуг обязан
своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге.
  Пунктом 6 Правил № 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в
пунктах 9-12 Правил № 354.
      Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения
потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
    Согласно пункту 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг
обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
   Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям
определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
 Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения определены в разделе III Правил № 354.
    Согласно подпункту «п» пункта 19 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
       В соответствии с подпунктом «д» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими
Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
       В силу положений подпункта «п» пункта 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о
предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя вместе, доступном для всех потребителей) такую информацию, в том числе, как:
  -показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и
иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные
законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах.
      Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным
законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.07.2013 года № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения, в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года №83» (далее - Правила горячего водоснабжения № 642).
      Частью 5 статьи 1 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
      В силу пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
       Пунктом 1 части 11 статьи 7 Федерального закона №416-ФЗ установлено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно порядок временного прекращения или
ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам.
     Согласно пункту 5 части 5 статьи 13 Федерального закона № 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются условия прекращения или ограничения подачи воды.
     Пунктом 7 части 2 статьи 16 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что существенными условиями договора по транспортировке воды являются условия
прекращения или ограничения транспортировки воды, в том числе на период ремонтных работ.
     Условия временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения определены в статье 21 Федерального закона № 416-ФЗ.
   Согласно пп. «г» пункта 17 Правил горячего водоснабжения № 642 существенными условиями договора горячего водоснабжения являются условия временного прекращения или ограничения подачи горячей воды.
     Статьей 21 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ предусмотрен следующий порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых
сетей в ремонт и из эксплуатации:
     -в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой
энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1);
     -порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (часть 3).
    В силу пп. «б» п.2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889:
     -вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
      Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (пункт 3 указанных Правил).
       Согласно пп. «б» п.117 раздела Х1 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

  Изложенное образует состав административного правонарушения предусмотренного ч.9 ст 9.22 КОАП РФ.