19 июля 2018 г. в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект закона № 489161-7 закрепляющий общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и
женщин соответственно.
Инициатором и разработчиком законопроекта выступило Правительство Российской Федерации.
В пояснительной записке к федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Правительство РФ указало следующее.
Согласно Стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г . № 2524-р (далее -
Стратегия), основным принципом совершенствования формирования пенсионных прав в
распределительной составляющей пенсионной системы является предоставление
гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия
в государственной пенсионной системе солидарного характера.
Действующий порядок исчисления
размера страховых пенсий в условиях негативной демографической ситуации приводит
к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по
выплате им пенсий.
Наблюдается постоянный рост
получателей пенсии на фоне сокращения численности
лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых
по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то
время как сейчас оно составляет 1,12.
Действующий пенсионный возраст -
60 и 55 лет для мужчин и женщин - впервые был закреплен в 1928 году и получил
дальнейшее развитие в 30-е годы прошлого столетия. Он был установлен для
основной категории граждан в условиях общества индустриального типа (рабочих,
занятых в промышленной сфере) на основании утраты ими трудоспособности. Таким
образом, устанавливалась презумпция наступления нетрудоспособности и утраты
заработной платы и иных выплат и вознаграждений в определенном возрасте. При
этом продолжительность жизни при рождении в 1926 - 1927 гг. по
Европейской части РСФСР составляла 43 года.
К настоящему времени
продолжительность жизни россиян в целом значительно увеличилась.
Одновременно наблюдается
растущий дефицит на рынке труда, причем именно квалифицированных рабочих и
специалистов.
Уже сейчас 30 % людей
пенсионного возраста продолжают работать, причем первые 3 - 5 лет
после назначения пенсии данный показатель гораздо выше. Значительное сокращение
числа работающих пенсионеров происходит по достижении ими 65 лет.
C конца XX века во всех странах мира, в том
числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в
промышленности, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному
обществу - обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники
сферы услуг, что предполагает длительный период трудоспособности.
За последние полтора-два
десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство
развитых стран и государств - бывших республик СССР.
Международными стандартами
(Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения) допускается
установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.
В связи с изложенным, а также,
принимая во внимание, что пенсионная система должна быть адекватной
современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать
международным стандартам, учитывая опыт по повышению нормативного пенсионного
возраста рядом европейских государств и государствами из числа бывших республик
СССР, являющихся экономическими партнерами Российской Федерации в рамках
Евразийского экономического союза, законопроектом предлагается поэтапное
повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия
по старости, в том числе досрочно, в соответствии
с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г . № 400-ФЗ "О страховых
пенсиях".
Так, предлагается закрепить общеустановленный
пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин
соответственно.
Повышение пенсионного возраста
будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г . по 2034 г .
Данная мера затронет мужчин 1959 г .р. и женщин
1964 г .р.
Граждане указанных годов рождения, с учетом переходных положений, получат право
выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.
Соответственно:
1) мужчины 1960 г .р., женщины
1965 г .р.
- получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте,
соответственно, 62 года и 57 лет);
2) мужчины 1961 г .р., женщины
1966 г .р.
- получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте,
соответственно, 63 года и 58 лет);
3) мужчины 1962 г .р., женщины 1967 г .р. -
получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64
года и 59 лет);
4) мужчины 1963 г .р., женщины 1968 г .р. - получат право
выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
5) женщины 1969 г .р. -
получат право выхода на пенсию - в 2030 году (в возрасте 61 год);
6) женщины 1970 г .р. -
получат право выхода на пенсию - в 2032 году (в возрасте 62 лет);
7) женщины 1971 г .р. -
получат право выхода на пенсию - в 2034 году (в возрасте 63 лет).
Аналогичная практика повышения
пенсионного возраста встречается в ряде зарубежных стран (Бельгия, Израиль,
Казахстан, Литва, Латвия, Греция).
Реализация данной меры позволит
создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации
пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения
продолжительности жизни, а также - для ежегодной индексации пенсий выше уровня
инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы Российской Федерации в целом.
Предлагаемые законопроектом меры
позволят достичь целевых показателей Стратегии развития пенсионной системы,
направленных на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой
устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, позволят гарантировать
долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе позволят
обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года".
Вступление в силу проектируемых
норм предполагается с 1 января 2019 года.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные
административные и иные ограничения и обязанности для субъектов
предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также
положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов
предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации.
Предлагаемые в проекте
федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей
государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" соответствует
положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных
международных договоров Российской Федерации.
По результатам принятия Государственной Думой РФ законопроекта № 489161-7 к федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Комитету
Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.