Изменения в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей". - Юридическая защита прав и законных интересов в Оренбурге и близлежащих регионах России.

Новости проекта

Post Top Ad

Изменения в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" служит целям совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей и усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В обоснование принятия изменений в ныне действующий Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" указано, что в настоящее время индустрия "электронной коммерции" - организация продажи потребительских товаров и оказание различных возмездных услуг через Интернет развивается очень динамично.
Отношения в сфере "электронной коммерции" с участием потребителя регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 497 "Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара"), Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612.
Однако по мере развития данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться не урегулированные законодательством отношения, что может быть использовано недобросовестными участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах и предлагаемых услугах.
Не урегулирована деятельность так называемых "товарных агрегаторов", которые, не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые в значительных масштабах (объемах) аккумулируются ими на своих интернет-ресурсах (сайтах).
Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 25 октября 2011 г. 2011/83/ЕС данная тенденция учтена и определено понятие "дистанционные контракты" (организованные схемы дистанционных продаж товаров или дистанционного оказания услуг, которые должны включать схемы, предлагаемые третьими лицами через онлайн-платформы, используемые продавцами (исполнителями), но не являющимися ими). При этом Директива обязывает такого информационного посредника предоставлять до заключения договора не только всю необходимую информацию о товаре (услуге), но и о продавце (исполнителе), в интересах которого он действует (информацию о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, адресе электронной почты и др.).
Законодательство Республики Беларусь наряду с законодательством России, входящей в Евразийский экономический союз, также признает, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, может использовать иные информационные ресурсы Интернета для размещения информации о продаже товаров. Белорусское законодательство возлагает на "товарных агрегаторов" обязанность оказывать покупателям содействие в защите прав потребителей посредством предоставления необходимой информации, а также передачи продавцу претензий покупателей и т.д. Особенно важной для потребителей является возлагаемая белорусским законодательством на "товарных агрегаторов" обязанность принимать меры по соблюдению продавцом требований законодательства о защите прав потребителей.
С учетом изложенного имеется достаточно оснований считать, что "товарные агрегаторы", размещающие недостоверные сведения о реализации товаров (услуг), имеют непосредственное отношение к вытекающим нарушениям прав потребителей и обязаны в связи с этим принимать меры по устранению причин (условий), способствовавших их совершению. При этом правовой статус подобных субъектов требует дополнительной правовой регламентации, однозначного определения объема их обязанностей и ответственности.
Изменения, вносимые законопроектом, направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании соответствующих правоотношений и создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары (услуги) через Интернет.
Закон "О защите прав потребителей" дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное законопроектом как агрегатор товаров (услуг) (далее - агрегатор), в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию (статьи 9, 12 Закона "О защите прав потребителей").
Под агрегатором понимается информационный посредник, вступающий с потребителями в возмездные отношения, но сам при этом не заключающий сделки по купле - продажи товаров (возмездному оказанию услуг). Законопроект предлагает возложить на агрегаторов обязанность по доведению необходимой информации до потребителя и ответственность за реальный ущерб в пределах суммы предварительной оплаты товара (услуги), обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем.
Срок вступления закона в силу, отличный от общепринятого, предусматривает необходимый переходный период (180 дней) для соответствующих субъектов предпринимательской деятельности.